ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.

«Использование сказкотерапии как метода в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ЗПР "воспитатель Петухова Е.В.

Сказкотерапия – это самый неоднозначный метод, выведенный в психологии, и применяется для достижения разных целей: обучения, развития, воспитания, оптимизации жизненных ресурсов и оказания психологической помощи. Из самого названия термина можно понять, что ключ к развязке некоторых проблем заключается в сказках.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающем миром в целом.

Ребенок в сказке находит частичку себя или подсказку в решении какой-то проблемы. Недаром педагоги используют в своей работе добрые волшебные сказки, ведь именно они играют огромную роль в развитии ребенка и помогают узнать все тайны детской души.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а так же нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств в развитии ребенка, которое используется педагогами и родителями.

Проанализировав литературные источники, посвященной теме «Использование сказкотерапии как метода», успешно используют в работе с дошкольниками педагоги-психологи. Обратились к этому методу  логопеды и дефектологи т.к. проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе дошкольного образования.

Данный метод, использующий сказочную форму для речевой активности детей, развивает творческие способности, совершенствует взаимоотношения с окружающими.

Сказкотерапия:

· Это лечение сказками, открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.

· Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

· Это процесс всестороннего образования и воспитания.

· Это процесс активизации потенциала личности.

Чтобы добиться положительного результата в работе с детьми с ЗПР использую не саму технологию сказкотерапию, а приемы работы со сказкой.

Анализ сказок

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка «Колосок». При этом детям предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?", "Кто из героев больше всего понравился и почему?", "Почему герои совершили те или иные поступки?", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?".

Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку «Маша и медведь» от первого или третьего лица. Потом предлагается ответить наряд вопросов: "Понравилась вам сказка?", "Что понравилось?", "Какое у вас было настроение, когда вы слушали сказку? Изменялось оно?", "Почему сказка называется Маша и медведь? "

Можно предложить детям подготовительной группы рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги".

Передумывание сказок

Передумывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки. На примере русской народной сказке «Колобок». Ребенок придумывает рассказ старый колобок на новый лад. Рассказ о том, как хитроумный колобок и сам цел, остался и других накормил.

Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать, радоваться.

Сочинение сказок

 Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди использую мнемотаблицы. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.

Дети все разные к каждому нужно подобрать свой подход. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ему необходимо постоянно двигаться. Третий – любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать сказку. Комбинируя различные приемы работы со сказкой, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

В процессе работы со сказкой формируется личность ребенка, развитие базовых психических функций, идет закрепление коммуникативных навыков, воспитываются нравственные качества.

30 января 2013 в 12:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.