ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.
«Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам художественной литературы». Учитель –логопед Зарубина Е.С.Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное говорение с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, наслаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения. Конечным результатом обучения русскому языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно-связная речь. Связная речь– это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Проблемой развития связной речи в той или иной степени занимались различные науки: педагогика(К.Д.Ушинский ,Е .И. Тихеева , Е.А. Флерина , А.М. Леушина ) психология С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев , Д.Б. Эльконин ), дефектология(А.В. Ястребова ,Т.А. Ткаченко ,Т.Б. Филичева ,В.К. Воробьева). По этому вопросу накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий педагогам в повседневной коррекционной работе. В процессе создания связного высказывания у детей с ЗПР наблюдаются следующие
чрезмерное сужение или расширение объема высказывания и отдельных микротем; пропуск тематических блоков; искажение фактов; нарушение логической последовательности изложения и причинно-следственных отношений в высказывании; неструктурированность; отсутствие лексико-грамматической связи; выраженный аграмматизм. Этапы формирования связной речи. 1.Подготови- тельный этап: -интеллектуальное развитие ( мышление); - Речевое развитие( понимание речи, обогащение словаря, формирование грамматических категорий, исправление произношения) 2. Начальный этап: -овладение диалогической речью. 3.Основной этап: - формирование монологической речи. Остановлюсь на основном этапе, т.к. у детей с ЗПР к 6-7летнему возрасту уже сформирована фраза и воспитанники самостоятельно пользуются фразовой речью в общении , в достаточной степени владеют диалогической речью. Задача основного этапа- научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать свой материал. Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям: 1) обучение пересказу, т.е. воспроизведение прослушанного (прочитанного) текста; 2) обучение составлению рассказов (придумывание по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д. Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы, приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ доступен для всех категорий детей с ЗПР в отличие от обучения составлению рассказов. Поэтому остановлюсь на этом направлении работы. Схема обучения пересказу. • Выбор текстов для пересказа. • Подготовительная работа. • Непосредственное обучение пересказу. 1.Выбор текстов для пересказа имеет важное, принципиально-важное значение. Сложились определенные критерии отбора произведений: · Сравнительно небольшой объем произведения; · Доступность содержания для детей данного возраста; · Четкость композиции; · Простота сюжета; · Доступность языка; · Высокая нравственность содержания; · Высокая художественность текста. Неоценимым кладезем для эффективной коррекционной работы по формированию связной речи являются русские народные сказки для маленьких, рассказы и иллюстрации к ним В.Сутеева, многие рассказы Е. Чарушина, В.Бианки, М.Пришвина, И. Соколова-Микитова,Н.Сладкова, К. Ушинского, Л.Н. Толстого… 2.Подготовительная работа- это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая полготовка детей к обучению пересказу. Содержание работы: · Знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа; · Рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме; · Наблюдения в природе и окружающей жизни; · Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа; · Лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа; · Материальное обеспечение( оборудование) к занятию; · Заучивание наизусть (выборочное) потешек, чисто- и скороговорок, пословиц, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа. 3.Непосредственное обучение пересказу, методы и приемы. · Первичное чтение рассказа без установки на запоминание и пересказ. Проведение первого чтения возможно как во время занятия, но вполне допустимо предварительно с воспитателями в свободное время. · Вторичное чтение произведения с установкой на запоминание . · Беседа по содержанию. · Лексико-грамматические упражнения. · Третье чтение произведения. · Работа с планом. · Пересказ по плану с опорой ( зрительной или вербальной) или без опоры. Виды зрительной опоры: -графическое моделирование. Мною разработаны игры и задания, которые я использую на подготовительном этапе в моделировании рассказов. Н-р:1) Игра « На что похоже» Детям показывается картинка, ребята придумывают, на что похожа картинка. 3) Игра « Перевертыши» Каждая фигурка дорисовывается так, чтобы получилась картинка. На следующем зтапе провожу работу по моделированию слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.Это схематизация простых слов, понятных детям; расшифровка детьми засхематизированных педагогом простых слов; самостоятельное моделировани е простых слов; коллективное моделирование слов-предметов, слов-признаков, слов-действий. Последующий этап- моделирование рассказов.
- Мнемотаблицы. Алгоритм занятия по пересказу. Значение пересказа в формировании монологической речи у детей с ЗПР. Качественное и количественное обогащение связной речи. Формирование грамматического строя речи, закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний. Усвоение структуры связных высказываний, формирование способности их построения, развитие планирующей функции высказываний. Развитие способности к речевому самоконтролю. Совершенствование и активизация познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления. Закрепление правильного, чистого , устойчивого звукопроизношения 30 января 2013 в 11:46
Прикреплённые файлы:Документ: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам художественной литературы». Учитель –логопед Зарубина Е.С. Описание файла:Файл называется: pedsovet-56_gi4h1.pptx Это официальный файл организации «ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.», в нём содержится «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам художественной литературы». Учитель –логопед Зарубина Е.С.. Размер файла: 4,1 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.