ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.

«Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам художественной литературы». Учитель –логопед Зарубина Е.С.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное говорение с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, наслаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся  языковой катастрофы.

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

 Конечным результатом обучения  русскому языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно-связная речь.

 Связная речь– это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Проблемой развития связной речи в той или иной степени занимались различные науки:

педагогика(К.Д.Ушинский ,Е .И. Тихеева , Е.А. Флерина  , А.М. Леушина )

 психология С.Л.Рубинштейн,  Л.С. Выготский, А.А.  Леонтьев , Д.Б. Эльконин ), дефектология(А.В. Ястребова  ,Т.А. Ткаченко ,Т.Б. Филичева ,В.К. Воробьева). По этому вопросу накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий педагогам в повседневной коррекционной работе.

В процессе создания связного высказывания  у детей с ЗПР наблюдаются следующие
ошибки:

  чрезмерное сужение или расширение объема высказывания и отдельных микротем;

   пропуск тематических блоков;

  искажение фактов;

  нарушение логической последовательности изложения и причинно-следственных отношений в высказывании;

   неструктурированность;

  отсутствие лексико-грамматической связи;

  выраженный аграмматизм.

Этапы формирования связной речи.

1.Подготови-

тельный этап:

-интеллектуальное развитие ( мышление);

- Речевое развитие( понимание речи, обогащение  словаря, формирование грамматических категорий, исправление произношения)

2. Начальный этап:

-овладение диалогической речью.

3.Основной этап:

- формирование монологической речи.

Остановлюсь на основном этапе, т.к. у детей с ЗПР к 6-7летнему возрасту уже сформирована фраза и воспитанники самостоятельно пользуются фразовой речью в общении , в достаточной степени владеют диалогической речью.

  Задача основного этапа- научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать свой материал.

Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

1) обучение пересказу, т.е. воспроизведение прослушанного (прочитанного) текста;

2) обучение составлению рассказов (придумывание по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.

 Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы, приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ доступен для всех категорий детей с ЗПР в отличие от обучения составлению рассказов. Поэтому остановлюсь на этом направлении работы.

 Схема обучения пересказу.

• Выбор текстов для пересказа.

• Подготовительная работа.

• Непосредственное обучение пересказу.

1.Выбор текстов для пересказа имеет важное, принципиально-важное значение. Сложились определенные критерии отбора произведений:

· Сравнительно небольшой объем произведения;

· Доступность содержания для  детей данного возраста;

· Четкость композиции;

· Простота сюжета;

· Доступность языка;

· Высокая нравственность содержания;

· Высокая художественность текста.

Неоценимым кладезем для эффективной коррекционной работы по формированию связной речи являются русские народные сказки для маленьких, рассказы и иллюстрации к ним В.Сутеева, многие рассказы Е. Чарушина, В.Бианки, М.Пришвина, И. Соколова-Микитова,Н.Сладкова, К. Ушинского, Л.Н. Толстого…

2.Подготовительная работа- это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая полготовка детей к обучению пересказу.

Содержание работы:

· Знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа;

· Рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме;

· Наблюдения в природе и окружающей жизни;

· Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа;

· Лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

· Материальное обеспечение( оборудование) к занятию;

· Заучивание наизусть (выборочное) потешек, чисто- и скороговорок, пословиц, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа.

3.Непосредственное обучение пересказу, методы и приемы.

· Первичное чтение рассказа без установки на запоминание и пересказ.

Проведение первого чтения возможно как во время занятия, но вполне допустимо предварительно с воспитателями в свободное время.

· Вторичное чтение произведения с установкой на запоминание .

· Беседа по содержанию.

· Лексико-грамматические упражнения.

· Третье чтение произведения.

· Работа с планом.

· Пересказ по плану с опорой ( зрительной или вербальной) или без опоры.

Виды зрительной опоры:

-графическое моделирование.

Мною разработаны игры и задания, которые я использую на подготовительном этапе в моделировании рассказов.

Н-р:1) Игра « На что похоже»

Детям показывается картинка, ребята придумывают, на что похожа картинка.

3) Игра « Перевертыши»

Каждая фигурка дорисовывается так, чтобы получилась картинка.

На следующем зтапе провожу работу по моделированию слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.Это схематизация простых слов, понятных детям; расшифровка детьми засхематизированных педагогом простых слов; самостоятельное моделировани е простых слов; коллективное моделирование слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.

Последующий этап- моделирование рассказов.


- Мнемотаблицы.

Алгоритм занятия по пересказу.

Значение пересказа в формировании монологической речи у детей с ЗПР.

  Качественное и количественное обогащение связной речи.

  Формирование грамматического строя речи, закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.

  Усвоение структуры связных высказываний, формирование способности их построения, развитие планирующей функции высказываний.

  Развитие способности к речевому самоконтролю.

  Совершенствование и активизация познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

  Закрепление правильного, чистого , устойчивого звукопроизношения

30 января 2013 в 11:46

Прикреплённые файлы:

Документ: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам художественной литературы». Учитель –логопед Зарубина Е.С.

Описание файла:

Файл называется: pedsovet-56_gi4h1.pptx

Это официальный файл организации «ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.», в нём содержится «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам художественной литературы». Учитель –логопед Зарубина Е.С..

Размер файла: 4,1 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.