ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.

«Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг».Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад № 56» Баландина Ю.П.


По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». 

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение.

Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: 

читающие люди способны проблемно мыслить; 

имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; 

лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов); 

точнее формулируют мысли и свободнее пишут;  

легче вступают в контакты и приятны в общении; 

более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении;

чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. 

Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир». 

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции: 

заметное снижение интереса к чтению;

резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни; 

подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры; 

в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях; 

важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке. 

Цель нашей работы состоит  в том, чтобы сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Работу по воспитанию интереса к книге необходимо начинать уже  в первой младшей группе. Большое внимание уделяли устному народному творчеству. Потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использовали не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Все это способствовало расширению кругозора детей, развитию способности понимать речь взрослого, овладевать родным языком.

Предусматривается  специально организованная  среду: «Уголок умных книг», где можно разместить справочно-энциклопедическую литературу, детскую художественную литературу, пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т.д. В книжном уголке помещаются предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Затем изготавливали маленькие «книжечки» (сшивали по три – четыре картинки), и дети с удовольствием их рассматривали, отмечая уже знакомые предметы. Когда они научатся  пользоваться этими «книжками», можно внести  в уголок первые настоящие книги. Которые ярко, красочно оформлены, и это привлекало внимание малышей. Необходимо знакомить  детей с каждой книгой, показывать  иллюстрации, обучать  правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место). 

Во младшем возрасте детей  можно начинать учить правильно воспринимать и понимать художественное слово. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрывать сценки из художественных произведений, организовывать  диалогические игры-инсценировки, проводили дидактические игры: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?» и т.д. Загадывать  загадки, заучивать  стихи, малые фольклорные формы. Показывать  театры: магнитные, настольные, пальчиковые, фланелеграф. Продолжать обучать правилам пользования книгой: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

В средней группе дошкольники проявляют  интерес к книгам. Они  могут подолгу рассматривать  иллюстрации, обмениваться мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке можно разместить  знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. Предлагать  для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает  детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Также можно использовать литературные викторины, где по небольшим фрагментам или по иллюстрации к детской книге  можно определить  произведение и затем в рисунке передавали свои ощущения.  

В старших  группах детей  необходимо учить понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировать  осознанное отношение к ним, обращать  внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляли навыки аккуратного пользования книгой. Дети получили элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира. 

Можно проводить беседы с использованием электронных пособий на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги» и другие. Периодически оформляли тематические выставки, посвященные творчеству писателя: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации  могут принимать  участие и дети. Герои книг оживали в художественно-продуктивной деятельности. Из лучших детских работ  можно составить  альбомы, готовить  выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений. Организовывать  и мастерские по ремонту книг. Дети  могут сами подбирали необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т.п.

Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

 

 


Литература

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  2. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  4. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
  5. Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41. 
15 января 2013 в 11:22

Прикреплённые файлы:

Документ: «Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг».Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад № 56» Баландина Ю.П.

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-hud-literatura-balandina-yu-p-2013-god_n4bk4.pptx

Это официальный файл организации «ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.», в нём содержится «Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг».Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад № 56» Баландина Ю.П..

Размер файла: 2,43 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.