ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.
«Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг».Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад № 56» Баландина Ю.П.
По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение. Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов); точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении; чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции: заметное снижение интереса к чтению; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни; подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры; в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях; важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке. Цель нашей работы состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Работу по воспитанию интереса к книге необходимо начинать уже в первой младшей группе. Большое внимание уделяли устному народному творчеству. Потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использовали не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Все это способствовало расширению кругозора детей, развитию способности понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Предусматривается специально организованная среду: «Уголок умных книг», где можно разместить справочно-энциклопедическую литературу, детскую художественную литературу, пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т.д. В книжном уголке помещаются предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Затем изготавливали маленькие «книжечки» (сшивали по три – четыре картинки), и дети с удовольствием их рассматривали, отмечая уже знакомые предметы. Когда они научатся пользоваться этими «книжками», можно внести в уголок первые настоящие книги. Которые ярко, красочно оформлены, и это привлекало внимание малышей. Необходимо знакомить детей с каждой книгой, показывать иллюстрации, обучать правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место). Во младшем возрасте детей можно начинать учить правильно воспринимать и понимать художественное слово. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрывать сценки из художественных произведений, организовывать диалогические игры-инсценировки, проводили дидактические игры: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?» и т.д. Загадывать загадки, заучивать стихи, малые фольклорные формы. Показывать театры: магнитные, настольные, пальчиковые, фланелеграф. Продолжать обучать правилам пользования книгой: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь. В средней группе дошкольники проявляют интерес к книгам. Они могут подолгу рассматривать иллюстрации, обмениваться мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке можно разместить знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. Предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Также можно использовать литературные викторины, где по небольшим фрагментам или по иллюстрации к детской книге можно определить произведение и затем в рисунке передавали свои ощущения. В старших группах детей необходимо учить понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировать осознанное отношение к ним, обращать внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляли навыки аккуратного пользования книгой. Дети получили элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира. Можно проводить беседы с использованием электронных пособий на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги» и другие. Периодически оформляли тематические выставки, посвященные творчеству писателя: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации могут принимать участие и дети. Герои книг оживали в художественно-продуктивной деятельности. Из лучших детских работ можно составить альбомы, готовить выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений. Организовывать и мастерские по ремонту книг. Дети могут сами подбирали необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т.п. Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.
Литература
15 января 2013 в 11:22
Прикреплённые файлы:Документ: «Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг».Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад № 56» Баландина Ю.П. Описание файла:Файл называется: prezentacija-hud-literatura-balandina-yu-p-2013-god_n4bk4.pptx Это официальный файл организации «ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.», в нём содержится «Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг».Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад № 56» Баландина Ю.П.. Размер файла: 2,43 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.