ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.
«Методологические условия успешного овладения предпосылками учебной деятельности в предшкольный период»При организации педагогического процесса педагоги нашего ДОУ руководствуются документами, которые отражают нормативно-правовую базу деятельности специальных групп дошкольных учреждений: - «Конвенцией о правах ребенка». - Законом об Образовании. - Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. - Уставом учреждения. -Федеральными требованиями к условиям охраны здоровья воспитанников образовательных учреждений. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с: - «Программой обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. М.А.Васильевой. - Методическим пособием «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» /Под общей ред. С.Г. Шевченко. - Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №56» компенсирующего вида». - Учебно-методическим материалом для подготовки детей к школе с ЗПР / под ред Морозовой И.А и Пушкаревой М.А., который включающий учебно-методические пособия, где представлена система коррекционной педагогической работы по проведению непосредственно-организованной образовательной деятельности. Подготовка к школе является приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ. Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана. Учебный план ДОУ отражает основные компоненты коррекционной педагогической работы с детьми и ориентирован на реализацию следующих задач: а именно · Формирование определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных ФГТ. · Формирование психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школе. Образовательный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР. Для успешного овладения предпосылками учебной деятельности детьми с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае, детей с ЗПР), необходимо взаимодействие всех специалистов, воспитателей и родителей в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Учитывая коррекционную направленность образовательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении, активная позиция в системе взаимодействия принадлежит учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог является ведущим специалистом, координирующим и направляющий коррекционный процесс. Ставит цели, задачи, которые в свою очередь находят отражение в специальной организованной образовательной деятельности воспитателей и всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. Организация педагогического процесса в нашем ДОУ в соответствии с ФГТ и структурой основной общеобразовательной программы ДО предполагает поиск и использование эффективных форм образовательной деятельности. Образовательный процесс в нашем учреждении, основывается на комплексно-тематическом подходе, учитывая принцип интеграции. Предлагаем вашему вниманию комплексно-тематического планирование в соответствии с методическими рекомендации коррекционного-развивающего обучения «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко с учетом образовательных областей. В планирование отражена взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности, подчиненных одной лексической теме. Рекомендуемое планирование используется как в непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, так и в свободной деятельности детей. Образовательный процесс включает в себя несколько направлений развития ребенка: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. Задачи коррекции, педагоги нашего ДОУ решают через интеграцию всех образовательных областей. Рассмотрим принцип интеграции образовательных областей на примере познавательно-речевого развития. Согласно принципу интеграции, познавательно-речевое развитие детей осуществляется не только в процессе НООД по подготовке к обучению грамоте, по ФЦКМ, но и при организации всех видов детской деятельности через дидактические игры, подвижные игры на развитие речи, чтения рассказов, при подготовке к театрализованной игре, в продуктивной и конструктивной деятельности. Педагоги так организовывают образовательный процесс, чтобы от детей требуется оптимальная речевая активность и элементы исследовательской и конструктивной деятельности. У детей с ЗПР замедление и фрагментарность восприятия и мышления, снижена познавательная способность, быстрая утомляемость. Ко всему перечисленному присоединяется недостаточность конструктивной деятельности. Поэтому особое внимание педагоги нашего ДОУ уделяют развитию мелкой моторики. В области «Познания» задачи конструктивной деятельности интегрируют в решение задач формирования математических способностей детей. Для того чтобы научить детей конструировать, даем знания о геометрических фигурах. Интеграция задач конструирования так же осуществляется и в задачи сенсорного развития ребенка, где формируются понятия о цвете, форме, величине предметов. Все эти познавательные умения ребенка хорошо используются при организации сенсомоторных игр направленных на развитие конструктивной деятельности. Комплексно-тематическое планирование включает в себя ряд сенсомоторных игр направленных на развитие базовых психических функций, развитие моторики, речи. На этом слайде представлены сенсомоторные зоны в групповом помещении и в кабинете учителя-дефектолога. Микросреда группы ДОУ и кабинет учителя-дефектолога, способствующих комплексной коррекции и развитию детей с ЗПР. Одной из важных зон в развитии детей является зона сенсомоторного развития. В ней представлен материал способствующий развитию исследовательских способностей, закладывающий основу для развития интеллекта и чувств. Развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук идет через использование сенсомоторных игр, которые включаются в образовательный процесс педагогами нашего ДОУ. Сенсомоторные зоны оснащены ярким разнообразным материалом, направленным на развитие и коррекцию детей с ЗПР. Представляем вашему, внимаю широкий спектр сенсомоторных игр: · Игры на развитие тактильных ощущений, определение предметов на ощупь: «Чудесный мешочек», «Поймай лягушонка», «Составь узор» по образцу», «Шершавые таблички», «Мозаики», теплые таблички. мини - фланелеграфы с наборами. · Игры на формирование представлений о величине, форме и цвете: «Пазлы», «Лего» являются обучающими, развивают детский глазомер, способствуют развитию зрительно – пространственной ориентировке. · Деревянные поделки из конструктора. При использовании конструктора у детей получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющих навыков. · Для развития координированных движений: игры с мелкими предметами «Завязывание веревочек», «башенки», рамки М.Монтесори, пирамидки, «Коробка форм», блоки, вкладыши, набор тканей, набор шариков. Правильно выстроенная в предметной среде зона сенсомоторного развития является вспомогательным средством для развития мелкой моторики у детей с ЗПР, что в дальнейшем дает возможность в приобретении детьми графических навыков. Ежедневное использование сенсомоторных игр, развивает мелкую моторику рук детей. Дети лучше подготовлены к школе, движение их рук более уверенные, школьные задания не столь утомительны для них. В процессе использования сенсомоторных игр развиваются кисти рук, дети приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Предлагаем вашему вниманию учебно-методический комплект, в который входят рабочие тетради для подготовки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школе. Данный методический комплект разработан Морозовой И.А и Пушкаревой М.А в соответствии с методическими рекомендациями С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Рабочие тетради представляют собой систему заданий и упражнений, которые позволяют обобщить и систематизировать знания детей по следующим разделам: «Формирование элементарных математических представлений», «Подготовка к обучению грамоте» «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Предложенные упражнения в рабочих тетрадях помогают отработать навыки письма и звукового анализа, счета и решения задач, развитие речи и мышления, внимания и памяти, всего того, что необходимо будущему школьнику. Для реализации комплексного подхода к коррекции нарушений используется учебно-методический комплект, в который включены рабочие тетради по развитию графических навыков. Данные тетради способствуют предупреждению у детей оптико-моторной дисграфии. В них содержатся задания на развитие графических навыков с образцами разных видов рисунков, штриховок и упражнений по конструированию. Недостатки в развитии речи у детей с ЗПР выступают как вторичное нарушение. Для их коррекции используется комплект альбомов по преодолению ОНР у детей. Данный комплект состоит из четырех альбомов. Он является приложением к тематическому планированию коррекционной работы в группе. Альбомы содержать задания и упражнения, способствующие развитию речи. Все рабочие тетради предназначены для совместной работы ребенка и взрослого. Весь методический комплект является ,обеспечивает эффективность коррекционно-развивающего обучения и способствует подготовки детей к обучению в школе. Овладение предпосылками учебной деятельности происходит в течение всего дня через: · Формы образовательной деятельности: - в ходе режимных моментов; - в процессе организации педагогами различных видов детской деятельности; - в ходе самостоятельной деятельности детей; - во взаимодействии с семьями. · Формы непосредственно организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности). Успешное овладение детьми предпосылками учебной деятельности возможно только при общих усилиях специалистов, воспитателей и родителей. Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы является привлечение родителей к активному сотрудничеству, к активной совместной деятельности для обеспечения максимальной помощи ребёнку. В условиях специального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с ЗПР перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьями детей, так как в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и их родители: - Некоторые родители, приведя ребенка в коррекционное ДОУ, остаются убедительными в том, что развитие их ребенка не отстает от «нормы» и у него нет особых проблем. - У других родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. - А некоторые семья наоборот демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с более «успешными». - Большинство родителей – не знают закономерностей психического развития детей и не могут объективно оценить проблемы своего ребенка. - А есть родители, которых пугает термин ЗПР. Родители не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Поэтому достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального дошкольного образовательного учреждения непросто. В основу сотрудничества положено взаимодействие Психолог-педагог – родитель. Принципы работы с родителями: - Целенаправленность, систематичность, плановость. - Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи. - Возрастной характер работы с родителями. - Доброжелательность, открытость. Активная позиция в системе взаимодействия принадлежит учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог является ведущим специалистом нашего ДОУ, планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами и воспитателями основные задачи в работе с родителями, а именно: - Активное вовлечение семьи в работу специального ДОУ. - Консультирование родителей по проблемам развития их детей. - Обучение родителей доступным им методами и приемами оказания коррекционной помощи детям с ЗПР в домашних условиях. При реализации задач в работе с родителями мы опираемся на годовое планирование. В данном планировании заключены эффективные формы и содержание работы по организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьям детей посещающих ДОУ. Представляем вашему вниманию основные направления, которые раскрывают годовое планирование по взаимодействию с семьей. 1. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах для определения перспектив развития ДОУ, содержания работы и форм её организации. 2. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников, просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры, обеспечивает заведующая и специалисты ДОУ. 3. Просветительско-разъяснительная работа с родителями, которую реализуют педагоги и заведующая. 4. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям детей, посещающих ДОУ: - психолого-педагогическое консультирование; - психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях, реализует педагог-психолог. - пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний; - обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям, реализуют все педагоги. Следующий слайд посвящен формам организации психолого-педагогической помощи семье. Коллективные формы взаимодействия. К ним относятся: · Общие и групповые родительские собрания. Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьёй, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. Родительские собрания проводим не реже 3 раз в год. На них обсуждаем совместно с родителями задачи, содержание и формы работы, решаем текущие организационные вопросы. Так же к коллективным формам взаимодействия относятся: · Тематические семинары – заседание семейного клуба «Здоровый ребенок». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей в течение всего года. Основными задачами клуба является: обучение родителей приёмам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе. · Проведение детских праздников, досугов и развлечений. Подготовкой к праздникам занимаются педагоги ДОУ с привлечением родителей. Целью таких мероприятий является поддержание благоприятного микроклимата и распространение его на семьи воспитанников. К индивидуальным формам работы относятся: · Анкетирование и опросы, проводятся учителями-дефектологами, педагогом-психологом, воспитателями с целью сбора необходимой информации о каждом ребёнке, его семье или с целью определения эффективности работы педагогов ДОУ родителями воспитанников. · Индивидуальные встречи, беседы, методические консультации. Проводятся по запросам родителей. Педагоги оказывают индивидуальную помощь родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания. · Родительские пятиминутки, которые проводятся ежедневно учителями-дефектологами и воспитателями. Педагоги информируют родителей о ходе образовательного процесса, разъясняют по мере необходимости выполнение домашнего задания. Формы наглядного информационного методического обеспечения: · Информационные стенды и тематические выставки. Стенды в нашем ДОУ размещены в удобных для родителей местах, которые содержат полезную информацию всех специалистов и воспитателей ДОУ. Которые в свою очередь пропагандируют психолого-педагогические знания, информируют об организации и содержании коррекционно-образовательной работы. · Выставки детских работ. Знакомят родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлекают, и активизирую интерес родителей к творческим умениям своего ребенка. · Открытые просмотры родителями НООД, которые проводятся специалистами нашего ДОУ и воспитателями не менее 3 раз в год. НООД содержит методы работы, которые доступны и понятны родителям и можно использовать в домашних условиях. Содержание и формы работы с семьёй в ДОУ отличаются разнообразием. Задача нашего педагогического коллектива – быть компетентным в решении современных задач воспитания и образования дошкольников. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-дефектологом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства для полноценного развития ребёнка невозможно, если усилия специалистов ДОУ и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Чтобы достичь успеха в реализации поставленных целей и задач, необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников. ФГТ ориентируют нас педагогов на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. Только при комплексном подходе можно получить тот результат, на который нацеливают нас ФГТ. А именно обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Подготовила учитель - дефектолог Костылева М.В.
11 декабря 2012 в 10:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.