ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.

«Физическая готовность ребенка к школе»

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность. Ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Чтобы этот период был для ребенка менее болезненным, главной целью нашего ДОУ заблаговременно подготовить его к школе.

Предшкольный возраст является важнейшим периодом формирования  психофизического развития ребенка. Именно в этом возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые необходимы для обучения в школе.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Физкультурная деятельность с детьми с ЗПР построена на основании:

· «Программы обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.

· Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №56» компенсирующего вида».

· Учебно-методического комплекта, в который входят методические рекомендации

- по организации специальных форм двигательной деятельности И.А. Подрезовой, В.В.Цвынтарного, Е.М. Мастюковой, О.Н. Моргуновой, М.Ю.Картушиной, Т.В.Хабаровой

 - для реализации индивидуально-дефференцированного подхода используем рекомендации А.А.Чеменевой.

- для определения критерий уровней физической подготовленности детей используем пособие «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста под редакцией Г.П.Юрко.

Физическое развитие дошкольников с ЗПР – одно из основных направлений в работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Целью, которого является формирование у детей физических качеств, обеспечивающих готовность ребенка к школьному обучению.

Физкультурно-спортивная деятельность в ДОУ ориентирована на реализацию следующих задач:

- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).

- Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Предлагаем вашему вниманию систему методов в соответствии с этапами педагогической деятельности. Все эти методы используются с учетом физических и психических возможностей детей с ЗПР, индивидуальных особенностей и здоровья.

Знакомство с видами спорта, разучивание упражнений и подвижных игр, рассматривание фотографий и иллюстраций, использование художественного слова подводит детей к осознанию необходимости участия в двигательной деятельности. Использование сюрпризных моментов, игровых ситуаций, подбор музыкального материала позволяет педагогу поставить перед детьми задачу в интересной для них форме. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей. Так же широко используется в физическом воспитании при ознакомлении с новым материалом словесный метод (объяснение, указание, команда, оценка и др) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др).

Так как у детей с ЗПР замедленный процесс формирования двигательных навыков при закреплении пройденного материала мы используем схемы-модели (заменяющие инструкции при принятии исходного положения и др), творческие задания, повторение усвоенного в самостоятельной двигательной деятельности.

При формирование самооценки и самоанализа включаем карточки с графическим изображением эмоций, монологические высказывания.

Для реализации задач мы создаем условия для полноценного физического развития. Успешное решение возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, а именно:

· Проведение НООД

по обучению двигательным навыкам: традиционные и сюжетно-игровые.

по совершенствованию двигательных навыков и развитию двигательных способностей: игровые (на основе п/и, игр эстафет, игр с элементами спорта); с использованием спортивного комплекса, тренировочного типа (с использованием спортивных игр), по интересам детей (на свободном выборе движений), на тренажёрах, на спортивной площадке.

Улучшение устойчивости внимания у наших детей широко используется сюжетные физкультурные занятия на основе игровой мотивации. На учетно-контрольных, обследуем физическую готовность детей для дальнейшей индивидуальной работы.

В НООД включаем специальные коррекционные упражнения направленные на развитие общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, опорно-двигательной и дыхательной систем. Используем индивидуально-дифференцированный подход с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности, пола детей.

· Наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей и включает разные формы: утренняя стимулирующая коррекционная гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, спортивные упражнения и игры с элементами спорта, физические упражнения, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, тренирующая игровая дорожка, просмотры книг, пешие прогулки и экскурсии, спортивные досуги и праздники.

Полученный опыт переносится детьми в самостоятельную деятельность. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной двигательной деятельности обусловлено созданием в группе и на участке предметно-развивающей среды. В группе – физкультурный уголок оснащённый физкультурными пособиями (мячи, обручи, набивные мячи весом 1 кг и др.), схемы для физкультурных упражнений, маски для подвижных игр. А так же нестандартные оборудование для коррекции осанки (стена осанки, коврик коррекции), для коррекции плоскостопия (массажные коврики), для коррекции равновесия (ходули, лыжи).  На улице игры с использованием рисунков на асфальте.

Для обеспечения активного отдыха организуются спортивные праздники с привлечением родителей.

В нашем ДОУ используется метод моделирования, для самостоятельного открытия и осмысления детьми заложенной информации. Данный метод способствует решению следующих задач:

Развитию моторной памяти, способности к восприятию и передаче движения по условному сигналу.

Развитию произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

В НООД используем схемы моделей при построении, перестроении, для принятия исходных положений, для выполнения движений, а геометрические фигуры используем для выполнения определенных движений (знаки на дороги), карточки с изображением упражнений по выбору детьми после выполнения основного движения. При анализе используем карточки-схемы с изображением эмоций.

Для воспитанников нашего ДОУ с особыми образовательными потребностями необходимо включать не только вербальную, но и наглядную инструкцию, что в значительной степени способствует достижению результатов.

По результатам мониторинга за учебный год отмечается:

-  Увеличение количества детей с высоким  уровнем физической подготовленности к школе. Дети повысили скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, метание мешочка правой и левой рукой). Научились удерживать равновесие. Улучшились качественные и количественные показатели в беге.

Следовательно, эффективность педагогического опыта обосновывает необходимость целенаправленного обучения по усвоению двигательных навыков на этапе дошкольного возраста при активном участие родителей и педагогов ДОУ в физкультурно-спортивном процессе.

Добиться успехов в  полноценном физическом развитии детей, в повышении их  двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в ДОУ и дома. К сожалению, дети которые посещают наше дошкольное образовательное учреждения, имеют различные нарушения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие, координации общей и мелкой моторики).

Во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным  играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на ДОУ. И как следствие не понимают важности всех  критериев, способствующих развитию физических качеств у детей. 

Согласно закона “Об образовании”, ст. 18, именно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные учреждения призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества. ФГТ ориентируют нас педагогов и родителей на совместную деятельность. Чтобы достичь успеха в реализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

Основной целью в работе с семьями является заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности в двигательной активности воспитанников через вовлечении их в физкультурно-спортивный процесс ДОУ.

Педагогическая целесообразность педагогической деятельности заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с  семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи. В условиях специального ДОУ для себя мы определили следующие задачи взаимодействия с родителями воспитанников:

- повышение педагогической культуры родителей;

- повышение физической культуры;

- включение родителей в деятельность ДОУ.

Предлагаем вашему вниманию формы работы с родителями:

Традиционные формы

· Коллективные формы взаимодействия: родительские собрания, тематические консультации.

· Индивидуальные формы взаимодействия: беседы, консультации, посещения семьи.

· Информационно-наглядные формы взаимодействия: материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации.

Нетрадиционные формы

· Формы совместной деятельности:

- Совместное проведение НООД, физкультурно-спортивных досугов, интеллектуально-двигательных игр.

- Совместное творчество детей и взрослых (выпуск мини-газет «Вырастай-ка, выставки детского творчества, фотовыставки.

· Просветительско-профилактические:

Информационно-аналитические (анкетирование, опрос).

Наглядно-познавательные (дни открытых дверей).

Родители становятся нашими помощниками, единомышленниками. Только в тесной взаимосвязи с ними, в обстановке сотрудничества мы сможем реализовать поставленные задачи в аспекте физической готовности воспитанников к обучению в школе.

11 декабря 2012 в 09:03

Прикреплённые файлы:

Документ: «Физическая готовность ребенка к школе»

Описание файла:

Файл называется: fizicheskaja-gotovnost-kopija_u78hc.pptx

Это официальный файл организации «ГБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.», в нём содержится «Физическая готовность ребенка к школе».

Размер файла: 13,69 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.